Изготовление самодельного лодочного мотора из бензопилы

  • 02-03-2015
  • 31
  • 2734

В последнее время любителей рыбной ловли все чаще привлекает возможность самостоятельно изготовить самодельный лодочный мотор из бензопилы. Существующее разнообразие на рынке, предлагающее приобрести лодочный мотор, позволяет выбирать из широкого диапазона моделей и производителей. Оснастить свое плавсредство подходящим двигателем не будет большой проблемой. Если бы не одно «но» – цена, которая зачастую не доступна для большинства обывателей, особенно проживающих в сельской местности.

Бензопила

Из бензопилы можно легко сделать лодочный мотор самостоятельно и это будет дешевле, чем приобрести мотор в магазине.

Конечно, для передвижения по водоему можно использовать способ, старый как мир, гребля веслами. Но далеко ли уплывешь таким образом? Да и руки все время заняты, в напряжении – какое уж тут удовольствие от охоты на рыбу… Вот тут и возникает мысль о преимуществах лодочного мотора. Поразмыслив немного и сверившись с бюджетом, многие решают изготовить мотор самостоятельно, используя подручные средства и механизмы. Тем более если в наличии имеются хотя бы минимальные технические навыки.

Особенности лодочного мотора из бензопилы

Из удобного инструмента для пиления дров, бензопилы, можно соорудить практически что угодно, внеся не очень существенные изменения в ее конструкцию. Изготовление лодочного мотора потребует небольшого вмешательства и сохранит основную функцию инструмента вполне пригодной к использованию. Но придется выбирать: либо хорошая пила, либо вполне себе неплохой двигатель, хоть и маломощный. А если вспомнить о цене приближенного по мощности заводского лодочного мотора, становится ясно, что изготовление самоделки обойдется почти в три раза дешевле.

Редуктор мотора с доработанным дейдвудом

Редуктор мотора с доработанным дейдвудом: а — корпус редуктора, б — шпилька с гайкой, г — тяга реверса, д – доработанный дейдвуд; 5 — вал винта.

Конечно, не стоит приобретать бензопилу специально для того, чтобы преобразовать ее в мотор для лодки. В этом случае действительно лучше приобрести уже готовые моторчики, специально предназначенные для работы как в условиях спокойной воды, так и по достаточно сильному течению. Оно и надежней, и душе спокойней.

А вот счастливые обладатели «Дружбы», «Штиля» или других модификаций вполне могут заняться модернизацией инструмента. Особенно при наличии свободного времени, определенных навыков и необходимых инструментов и оборудования.

Лучше, конечно, использовать модели бензопил немецких изготовителей, имеющих большую мощность.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

Итак, чтобы сделать самодельный лодочный мотор из бензопилы, понадобится:

  • бензопила;
  • редуктор от ненужной болгарки, трансмиссионное масло;
  • винт (завалявшийся от старого мотора или самодельный);
  • транец (если отсутствует в комплектации);
  • струбцина для крепления.

Из вспомогательных средств пригодится:

  • токарный станок (в идеале, хотя разные детали подручными средствами все равно не изготовишь);
  • линейка, штангенциркуль;
  • стальные болванки;
  • заготовки из уголка;
  • крепеж.
Крепление мотора из бензопилы к лодке

Мотор рекомендуется крепить на лодку так, что гребной вал под небольшим углом погружается в воду.

Перво-наперво нужно заменить основу для цепи на конструкцию с винтом, изготовленную собственноручно. При этом ничего не переделывается безвозвратно, просто переставляются механизмы. Замена одного агрегата на другой прямо на берегу реки займет совсем немного времени и не убавит охотничьего азарта.

Вначале переделывается муфта. Процесс состоит в том, чтобы выточить чашку меньшего размера и заменить пружину. Все эти манипуляции выполняются для того, чтобы уменьшить стартовый момент сцепления и подогнать габариты и массу конструкции к более подходящим параметрам.

К примеру, если в наличии имеются подшипники типа роликовых 941/12 и две штуки 7000 CD, а также подходящий вал, вполне подойдет чашка с внешним диаметром 78 мм, толщиной около 16,5 мм. Плоскость соприкосновения чаши муфты, обращенной к двигателю, с боками каждого сектора приблизительно на 3 мм больше их толщины (в конкретном случае приближается к 14 мм), оставшегося пространства над подвижной частью муфты в 4 мм вполне хватит. В комплекте подобной чашки с указанным типом роликового подшипника сцепление вполне даже хорошее. Необходимо предусмотреть и пазы для скоб, трех вполне достаточно. Скобы изготавливаются из уголка со стороной 25 миллиметров, одна сторона их имеет трапециевидную форму. Чаша и крышка муфты соединяются скобами, которые зажимаются винтом с шайбой. Винтом же с планкой прикрывается штифт, соединяющий вал и чашку муфты.

Вернуться к оглавлению

Монтаж конструкции агрегата

Схема лодочного мотора из триммера

Схема лодочного мотора из триммера.

В сборе высота конструкции едва составит 10 см (с учетом корпуса, защитного экрана, включая расстояние до пластины опоры). Расстояние между осями шпилек в данном случае будет 32 миллиметра при высоте их 24,5, межосевое расстояние от вала до первой шпильки составит 54 миллиметра. Учитывая, что вес всей конструкции (правда, без учета шины) набегает вполне подходящий, чуть больше 4,5 кг, для крепления можно выбрать шпильку с метрической резьбой диаметром 8 мм и шагом резьбы в 1 мм.

Далее производится соединение валов редуктора и мотора посредством сектор-шпонки. «Нога» вместе с редуктором даст дополнительные 4-4,2 килограмма.

Чтобы закрепить двигатель и вал, потребуется швеллер. Вооружившись болгаркой, из заготовки вырезают крепление нужной конфигурации, а затем просверливают отверстия под крепеж, соединяющий данную конструкцию и собственно бензопилу.

При сборке нужно учесть достаточное расстояние между передней чашей муфты и опорной рамкой. На вторую сторону вала будет крепиться редуктор, позаимствованный у болгарки.

Следующим этапом работ станет конструирование поворотного узла. Для этого понадобится отрезок трубки диаметром чуть больше вала с приваренным уголком для крепления направляющей, полая шестигранная направляющая, подходящий по диаметру металлический стержень и заготовка из металла прямоугольного сечения с отверстиями в торцах для закрепления стержня, а также прорезью в верхней части для удобства работы.

Кромки вырезанной «ручки» в заготовке надо тщательно зачистить. К уголку посредством сварки присоединяют направляющую, а затем при помощи стержня получившуюся конструкцию соединяют с прямоугольной «ручкой». На концах стержня можно нарезать резьбу для надежности крепления, можно просто установить с небольшим натягом. Затем весь узел насаживают на вал и закрепляют в месте, удобном для управления.

Ну и, естественно, перед сборкой деталям надо придать по возможности эстетичный вид, для чего каждая из них подвергается зачистке и покраске.

На последующем шаге придется заняться адаптацией вала редуктора для имеющегося в наличии винта. Эту важную деталь желательно, конечно, использовать готовую, можно снять со старого мотора. Для тех, кто не ищет легких путей, возможен вариант изготовления самоделки. По образу и подобию винта заводского происхождения изготавливается форма, в которую посредством эпоксидного клея и стеклоткани заливается будущий винт. После нехитрых манипуляций (шлифовка, покраска) винт готов. Однако нужно учитывать, что гребной винт возьмет на себя значительную нагрузку, и при изготовлении очень важно правильно выдержать все размеры. Поэтому лучше все-таки воспользоваться уже готовой деталью.

После соединения винта и вала редуктора при помощи шпильки наступает завершающий этап. В редуктор заливают трансмиссионное масло, крышка вместе с установленным валом крепится с использованием герметика. А дальше – окончательная сборка всей конструкции. С целью удобства пользования можно еще дополнительно смонтировать ручку газа.

Вернуться к оглавлению

В качестве заключения

Вот так, имея в наличии подручные средства, проявив желание и настойчивость, можно сконструировать самодельный лодочный мотор, не прибегая к особым преобразованиям бензопилы. На выходе получится такой себе моторчик для лодок, вытягивающий порядка 3,3 л.с. и позволяющий развить скорость аж до 10 км/ч. При этом «скушает» он где-то четверть литра за без малого полчаса движения, при условии наличия в лодке небольшого объема груза и двух заядлых любителей рыбалки.

Надувному судну такой мотор вполне даже подойдет, тем более если отпадает необходимость беспрестанно работать веслом. Многие «испытатели» убеждают, что такую самоделку можно эксплуатировать до шести лет, естественно, не слишком нагружая. На длительность работы могут также повлиять условия эксплуатации, немаловажно качественное исполнение бензопилы, что уже зависит от производителя оной.

При желании, самодельный лодочный мотор можно дополнить отводом выхлопа для уменьшения шума, но это негативно отразится на основной функции самой бензопилы.


Автор статьи

Статьи по теме