В помощь автовладельцам: как паять радиатор

  • 07-11-2014
  • 24
  • 939

Радиатор — это устройство в системе охлаждения автомобильного двигателя, в отопительной системе здания, в электронных приборах для охлаждения микросхем и некоторых других радиодеталей (рис. 1). Любое из этих устройств рано или поздно может по разным причинам выйти из строя. Радиаторы отопления и охлаждения нередко получают трещины и пробоины, которые вызывают течь находящейся в них жидкости. При такой неисправности возникает вопрос, как нужно правильно паять радиатор. Можно обратиться к помощи специалистов, а можно попробовать это сделать самостоятельно.

Устройство автомобильного радиатора

Рисунок 1. Устройство автомобильного радиатора.

Пайка медного радиатора

Чтобы запаять такое устройство, нужно выполнить несколько последовательных действий:

  1. Сначала нужно найти место повреждения. Для этого радиатор заполняют водой при закрытых заглушках, открытой оставляют только пробку. Можно подать через заливную горловину воздух под некоторым давлением. Вода начнет вытекать, показывая место повреждения.
  2. Воду нужно слить, тщательно зачистить и обработать место течи флюсом. Обработанное место просушить, очистить от пыли и остатков флюса.
  3. На трещину наложить припой, прогреть корпус радиатора строительным феном или газовой горелкой, попробовать расплавить припой разогретым паяльником. Если припой не прилипает к трещине, нужно еще раз прочистить место пайки и повторить процесс пайки.
  4. Если радиатор запаялся и не пропускает воздух и воду, можно ставить его на место. При установке следует строго соблюдать герметичность всех соединений.
Вернуться к оглавлению

Материалы для пайки алюминия

Схема холодной сварки

Схема холодной сварки.

Пайка алюминия — дело довольно сложное. Обычно эта процедура выполняется в мастерских. Если постараться, можно выполнить эту работу и в домашних условиях. Для ремонта алюминиевого радиатора нужно приготовить:

  • радиатор с трещиной;
  • паяльник мощностью от 100 Вт, а лучше от 250 Вт;
  • канифоль;
  • обычный припой;
  • огнеупорный тигель или муфельную печь;
  • железные опилки;
  • висмут;
  • хлористый калий;
  • криолит;
  • хлористый литий;
  • сернокислый натрий;
  • поваренную соль;
  • наждачную шкурку;
  • газовую горелку для прогрева больших поверхностей;
  • перманганат калия (марганцовка).

Компоненты, которых нет в арсенале домашнего мастера, можно найти и купить в магазинах с химреактивами.

Вернуться к оглавлению

Пайка радиатора из алюминия

Процесс ремонта латунного радиатора

Процесс ремонта латунного радиатора.

Часто в системе охлаждения автомобилей и отопительной системе квартир устанавливаются алюминиевые радиаторы. В них со временем тоже могут появляться трещины, которые запаять гораздо сложнее, чем на медных устройствах. Дело в том, что на поверхности алюминия и его сплавов образуется очень прочная оксидная пленка, которая мешает припою зафиксироваться на месте повреждения. В этом случае поступают следующим образом:

  1. Нужно найти место протечки способом, описанным выше. Его следует зачистить наждачной шкуркой. На этом этапе не стоит пытаться удалять оксидную пленку, это не удастся сделать. Место ремонта обязательно нужно обезжирить и высушить.
  2. В подходящей емкости (лучше использовать специальный жаропрочный тигель) следует расплавить 2 части обычной канифоли и смешать ее с 1 частью железных опилок. Их можно получить с помощью напильника с мелкой насечкой, которым нужно обточить какую-либо железную вещь. Смесь жидкой канифоли с опилками перемешать и остудить. Получится нужный для пайки алюминия флюс. Тигель можно разогревать на кухонной газовой плите или с помощью газовой горелки.
  3. На подготовленное к ремонту место нанести полученный флюс и тщательно растереть его горячим паяльником по поверхности алюминия в месте нахождения трещины.
  4. В тот момент, когда канифоль с железными опилками растечется по поверхности трещины, добавляется стандартный припой с теми же опилками. Железные опилки должны разрушить оксидную защитную пленку, и пайка дальше происходит обычным образом.
  5. Для пайки трещины большого размера используется не стандартный оловянно-свинцовый припой, а сплав олова с висмутом. Для ее получения понадобится керамический тигель или муфельная печь. Соотношение висмута и олова должно равняться 5:95. Припой такого состава можно купить в виде проволоки в магазине. Его марка — ПОСВ-33 и ПОСВ-50.
  6. Для получения более прочного шва рекомендуется вместо флюса применять плавень, который можно получить самостоятельно. Для этого нужно подготовить хлористый калий (56%), хлористый литий (23%), криолит (10%), поваренную соль (7%) и сернокислый натрий (4%). Все ингредиенты тщательно измельчить и смешать друг с другом. Хранить такую смесь нужно в стеклянной емкости с герметичной крышкой подальше от лучей солнца.
  7. Готовый плавень наносится на поврежденную поверхность радиатора и прогревается горячим паяльником. Далее проводится обычная пайка с использованием оловянно-висмутового припоя.

После выполнения работы радиатор нужно проверить. Для проверки в него заливают воду, подкрашенную марганцовкой. Если в течение 2 часов не появится подтекание воды, работа полностью выполнена. При выполнении пайки рекомендуется использовать перчатки, так как некоторые компоненты ядовиты. Нужна также хорошая вентиляция помещения.

Вернуться к оглавлению

Альтернативные методы ремонта

Схема аргоновой сварки алюминия

Схема аргоновой сварки алюминия.

Когда-то протекающий автомобильный радиатор ремонтировали с помощью горчичного порошка, который засыпали внутрь. Горчицу с успехом заменяет сырое куриное яйцо. Сегодня в магазинах автозапчастей можно приобрести специальный герметик в виде порошка или жидкости. Это химическое средство закупоривает мелкие трещинки изнутри радиатора. Горчицу с успехом может заменить сырое куриное яйцо.

Помогает и так называемая холодная сварка. Кусочек этого вещества, состоящего из 2 компонентов, разминают в руке до мягкого состояния и замазывают трещину. После высыхания и затвердевания вещества можно навсегда забыть о течи.

Можно воспользоваться услугами сварщика, который работает аргонно-дуговой сваркой. Это будет стоить некоторой суммы денег, но не придется покупать новый радиатор.

Отремонтировать некоторые повреждения радиатора в домашних условия — вполне выполнимая задача.

Особого подхода требует только пайка алюминиевых изделий. При наличии некоторых химических веществ и навыков работы с паяльником эту задачу тоже можно с успехом разрешить даже в условиях городской квартиры.


Автор статьи

Статьи по теме