Как в домашних условиях отремонтировать шуруповерт

  • 16-01-2015
  • 46
  • 1639

В настоящее время многие люди поняли полезность такого инструмента, как шуруповерт, и плохо представляют себе, например, проведение ремонта в квартире без него. Естественно, что выход его из строя вызывает большую досаду. Сразу возникает вопрос, как устранить неисправности шуруповерта.

Схема устройства шуруповерта

Схема устройства шуруповерта.

Конечно, можно отнести инструмент в мастерскую, но если он срочно понадобился, то стоит задуматься, как выйти из положения самому. Ничего не остается делать, только отремонтировать шуруповерт своими силами. Произвести такую операцию в ряде случаев может практически любой человек. Для этого необходимо ознакомиться с его конструкцией и иметь элементарные знания по электротехнике и механике.

Части шуруповерта, которые могут выйти из строя

Шуруповерты любой марки имеют в своей основе аналогичную конструкцию и отличаются только в деталях компоновки. В общем случае этот инструмент состоит из корпуса, патрона, электрической и механической части. Вид и конструкция корпуса могут сильно отличаться, а вот патрон у всех применяется кулачкового типа и располагается на крутящем валу редуктора.

Электрическая часть представлена электродвигателем, переключателем направления вращения, а также пусковой кнопкой с регулятором оборотов. Главным элементом не только электрической части, но и всего шуруповерта, является электрический двигатель. Обычно используется коллекторный однофазный двигатель. Пуск двигателя осуществляется через пусковой конденсатор. Как и все двигатели этого типа, он состоит из статора, ротора и контактных щеток. Вращательное движение на основной вал шуруповерта передается от вала электродвигателя через редуктор.

Устройство шестерен редуктора шуруповерта

Устройство шестерен редуктора шуруповерта.

Пусковая кнопка исполняет роль выключателя, обеспечивающего подачу электропитания на двигатель. Кнопка совмещена с регулятором мощности, позволяющим изменять скорость вращения электродвигателя. Регулятор имеет электронное исполнение обычно на базе специального генератора (транзистора), помещенного на плате управления. Регулировка скорости производится путем изменения силы нажатия кнопки; при этом изменяется сигнал на открытие транзистора, что, в свою очередь, изменяет напряжение питания электродвигателя.

Переключение направления вращения вала электродвигателя производится сменой полярности на электрическом вводе. Сам регулятор обычно представлен в виде рычажка, с помощью которого перебрасываются контакты на клеммах. Осуществляется реверс электродвигателя.

Механическая часть состоит из редуктора и регулятора механического усилия. Редуктор предназначен для уменьшения скорости вращения, передаваемого от вала электродвигателя на основной вал шуруповерта. Обычно используется редуктор планетарного типа. Такой редуктор состоит из кольцевой и солнечной шестерни, сателлитов и водила. Количество сателлитов и водил зависит от числа ступеней, то есть плавности изменения скорости. В шуруповертах применяются редукторы с двумя или тремя ступенями. Принцип действия планетарных редукторов прост – солнечная шестерня расположена на валу электродвигателя и передает вращение сателлита, который, в свою очередь, через водило передает вращение на кольцевую шестерню, расположенную на основном валу. При передаче вращения от малой шестерни к большой скорость вращения уменьшается.

Механический регулятор усилия обеспечивает изменение нагрузки, передаваемое шурупу при работе с шуруповертом. Регулятор работает в диапазоне до 16 позиций, что позволяет эффективно использовать его при закручивании шурупов в материалы самой разной твердости и хрупкости. В механической части особо следует отметить систему подшипников, в которые запрессованы все вращающиеся валы.

Вернуться к оглавлению

Неисправности электрической части

Электрические компоненты шуруповерта

Электрические компоненты шуруповерта.

К основным проявлениям неисправностей шуруповертов по электрической части можно отнести:

  1. При нажатии пусковой кнопки инструмент не включается.
  2. Отсутствует регулировка мощности; направление вращения не изменяется.
  3. Инструмент работает, но наблюдается искрение или слышно потрескивание и щелчки.

Если при нажатии пусковой кнопки шуруповерт не включается, то следует проверить исправность деталей электрической части. Начинать следует с проверки аккумуляторов при помощи тестера (мультиметра). Измеренное на выходных клеммах напряжение должно соответствовать величине номинального напряжения, указанного на корпусе. Если напряжение отсутствует или недостаточно производится зарядка аккумуляторов. В случае если и после использования зарядного устройства напряжение не появилось, производится вскрытие корпуса и проверяется качество паек и целостность проводки. Проверяется напряжение на каждом элементе, которое должно быть не менее 0,9-1 В. Если какой-либо элемент не выдает нужное напряжение, то его следует заменить.

Следующим шагом должна стать проверка исправности пусковой кнопки. Тестером проверяется работа контактов кнопки. Если подача напряжения после нажатия кнопки не наблюдается, то следует вначале попытаться почистить контакты наждачной шкуркой, и если это не поможет, то заменить кнопку.

Вернуться к оглавлению

Проверка электродвигателя

Схема электрических соединений шуруповерта

Схема электрических соединений шуруповерта.

После проверки всех элементов, ответственных за подачу электроэнергии, проверяется электродвигатель. Прежде всего, визуально оценивается состояние контактных щеток, так как их износ – достаточно распространенное явление. Если наблюдается износ щеток, то их следует заменить. Следующий шаг – проверка работоспособности пускового конденсатора. При несоответствии реальной его емкости номинальному значению, указанному на корпусе, он заменяется на аналогичный конденсатор с той же емкостью.

При целостности всех контактных и пусковых элементов, а также надежности пайки и подводящих проводов, проверке подвергается сам электродвигатель. Для этого извлекается якорь и проводится его визуальный осмотр. Повреждение или электрическое замыкание между витками обмотки будет сразу замечено. При отсутствии явных признаков проводится проверка целостности каждой обмотки в отдельности. Если целостность обмотки нарушена, то якорь необходимо заменить или перемотать обмотку у специалиста на специальном оборудовании. Ремонт якоря электродвигателя своими силами не производится.

Вернуться к оглавлению

Отсутствие регулировки скорости вращения и реверса

В случае когда шуруповерт включается, но скорость вращения не изменяется при любом нажатии кнопки, следует искать неисправности в системе регулятора оборотов. Причиной такой неисправности может стать: неисправность пусковой кнопки, выход из строя транзистора, частичный износ контактных щеток электродвигателя. Работа всех контактов пусковой кнопки проверяется тестером. При выходе ее из строя починить будет сложно и целесообразнее поменять.

Качество транзистора на панельке управления проверяется визуально (по изменению цвета) или путем измерения величины входного и выходного сигналов. Проверяется целостность всей цепи в системе регулятора скорости.

За невозможность изменения направления вращения электродвигателя ответственны рычажный регулятор или контактные щетки электродвигателя. Регулятор проверяется с помощью тестера при разном расположении рычажка.

Причиной искрения, треска или щелчков, как правило, является частичное истирание или сгорание контактных щеток электродвигателя.

Рекомендуется менять щетки, если их длина уменьшится на 40% и более от первоначальной длины.

Вернуться к оглавлению

Неисправности механической части шуроповертов

Схема внутреннего устройства шуруповерта

Схема внутреннего устройства шуруповерта.

Характерными признаками появления неисправностей в механической части шуруповерта является:

  • появление посторонних звуков в виде скрежета, гула и т.п;
  • заметная вибрация основного вала с патроном;
  • полная или периодическая остановка шуруповерта (заклинивание).

Для того чтобы отремонтировать шуруповерт, следует обратить особое внимание на подшипники, на которых находится якорь двигателя и основной вал. Выход из строя подшипников якоря становится причиной возникновения шумов, а заклинивание, как правило, вызвано разрушением подшипника основного вала.

Вибрация, шумы могут быть вызваны неисправностями в редукторе шуруповерта.

Наиболее частые их причины:

  • деформация вала редуктора;
  • повреждение зубьев шестерней;
  • разрушение штифта крепления сателлитов и некоторые другие.

Для выяснения причин следует разобрать редуктор, который расположен в пластмассовом корпусе в виде двух половин. Иногда неисправности вызваны расцентровкой осей сателлитов. В этом случае можно отремонтировать шуруповерт установкой этих осей в гнезда водил без замены. Чаще всего неисправности вызваны разрушением элементов редуктора или их необратимой деформацией. Такие детали требуют замены.

Вернуться к оглавлению

Необходимый инструмент

Чтобы отремонтировать шуруповерт своими силами, надо подготовить следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • молоток;
  • тестер или мультиметр;
  • пробник электрический;
  • ключи гаечные;
  • шкурка или брусок наждачный;
  • зубило;
  • нож;
  • ножницы;
  • паяльник.

Шуруповерт – это очень полезный инструмент, необходимый в домашнем хозяйстве. Нельзя отчаиваться, если он вышел из строя. Необходимо выяснить причину неисправности и провести ремонт своими руками. Отремонтировать шуруповерт дома – это вполне реально.


Автор статьи

Статьи по теме