Быстрый ремонт дрели своими руками

  • 11-02-2015
  • 56
  • 4261

Электрическая дрель является одним из самых распространенных инструментов в домашнем хозяйстве. И очень плохо, когда она вдруг перестает работать. В таких случаях очень хочется провести ремонт дрели своими руками.

Схема устройства электродрели

Схема устройства электродрели.

Конструкция дрели или перфоратора достаточно проста. Разные модели инструмента в основном отличаются только различием в компоновке деталей и качестве их изготовления. Универсальность используемого принципа работы и конструкций позволяет произвести самостоятельный ремонт дрели в большинстве случаев неисправностей.

Читайте также:

Приспособление для заточки ножей.

Как сделать самодельные наждаки.

Как заточить ножницы – подробнее>>>

Конструктивные особенности дрели

Любая электродрель состоит из корпуса, в котором размещена электрическая и механическая часть, и патрона, в котором крепится сверло, на главном валу дрели. Электрическая часть обычно содержит:

  • электродвигатель;
  • контактные щетки, закрепленные в щеткодержателе;
  • пусковую кнопку (выключатель);
  • регулятор оборотов двигателя;
  • устройство реверса;
  • пусковой конденсатор;
  • шнур (кабель) питания.
Схема устройства ударного механизма дрели

Схема устройства ударного механизма дрели.

В свою очередь, двухфазный электродвигатель переменного тока состоит из статора и ротора (якоря) с коллектором.

Механическая часть включает редуктор и систему подшипников. Редуктор передает вращение электродвигателя на вал дрели, уменьшая скорость вращения. Более сложная механическая часть в ударной дрели (перфоратор). Редуктор перфоратора обеспечивает ударно-поступательное и вращательное движение сверлу (буру). В его конструкцию, помимо шестеренки, входят поршни (ударный и летающий), таран и боек.

Вернуться к оглавлению

Виды неисправностей электрической и механической части дрели

Неисправность электрической части проявляется в виде отсутствия вращения двигателя, т.е. когда нет никаких признаков включения двигателя (гудение, вибрация и т.д.). Если ударная дрель не включается, а патрон легко проворачивается рукой, то можно смело говорить о неисправности электрической части. То же самое можно утверждать, если отсутствует регулировка скорости или реверс вращения. Об ожидаемой неисправности в электрической части говорит искрение при работе дрели. Временные перебои в работе дрели, посторонний шум тоже могут указывать на электрическую цепь.

Наиболее часто неисправность в электрической части объясняется износом контактных щеток. Если они сточились на 40%, то может наблюдаться искрение и сбои в работе. При большем износе щеток электродвигатель просто не включается. Порядок определения виновника неисправности в электрической части рекомендуется следующий (по мере доступности). Вначале тестером определяется целостность шнура (кабеля). Затем проверяется работа пусковой кнопки (выключателя) и целостность пускового конденсатора. Потом извлекаются и проверяются контактные кнопки. В конце определяется целостность обмоток двигателя.

Схема патрона дрели

Схема патрона дрели.

Явным признаком неисправности в механической части является заклинивание вала дрели. Если патрон не удается прокручивать рукой, а при этом слышно гудение электродвигателя при включении, то причина кроется в поломке редуктора или подшипника. Наиболее частой причиной неисправности в механической части становится разрушение опорных подшипников. Поломка редуктора может проявиться и в случае, когда патрон проворачивается рукой и электродвигатель работает, а вращение на главный вал не передается. Неисправность в механической части может вызвать периодические сбои в работе (временную остановку) дрели, гудение, скрежет и недостаточную скорость вращения вала. В перфораторах неисправность в механической части может убрать ударное движение бура.

Наконец, неисправность может проявиться в патроне дрели. Так, могут возникнуть сложности в снятии сверла, когда кулачки не разводятся из-за поломки в зацеплении внутри патрона. Иногда неисправность проявляется в виде прокручивания патрона относительно вала дрели. В этом случае неисправность возникла в зоне крепления патрона на валу.

Вернуться к оглавлению

Ремонт дрели: замена контактных щеток

Одной из самых распространенных причин неисправности является износ или подгорание контактных щеток. Первые признаки износа щеток проявляются в виде искрения в зоне контакта щеток с якорем электродвигателя и небольшими сбоями в работе дрели при повышении нагрузки.

Расположение контактных щеток внутри дрели

Расположение контактных щеток внутри дрели.

У многих моделей дрели доступ к щеткам упрощен, и смена их не представляет сложности, а некоторые дрели требуют разборки корпуса и извлечения щеткодержателя. Щетки необходимо менять на новые, равные по размеру вышедшим из строя щеткам.

Они должны плотно закрепиться в щеткодержателе. Электрический контакт подводящего провода необходимо хорошо затянуть. Контакт щетки с коллектором якоря должен быть надежным. Необходимо проверить действие пружины.

Вернуться к оглавлению

Неисправность электродвигателя

Выход из строя электродвигателя – вторая по численности причина неисправности дрели. Это объясняется повреждением обмотки статора или якоря. Такие повреждения возникают из-за заводского дефекта в обмотках или неправильной эксплуатации дрели (длительная работа без перерывов, нагрузка сверх допустимой при заклинивании сверла и т.д.). Как правило, электрический пробой обмотки легко определяется визуально или по характерному запаху гари. Если видимых проявлений нет, то обмотки двигателя следует проверить тестером, омметром и мегомметром по величине сопротивления. Возможно наличие трех видов повреждения провода – короткое замыкание между витками, пробой витка на корпус или обрыв провода. Ремонт статора или якоря самостоятельно не проводится.

Схема подключения двигателя дрели

Схема подключения двигателя дрели.

Для замены элементов электродвигателя разбирается корпус дрели, отсоединяются контактные щетки и подводящие провода, и извлекается электродвигатель вместе с опорными подшипниками.

При необходимости надо отвести приводную шестерню. Отсоединяется неисправный элемент электродвигателя и заменяется новым или устанавливается прежний после ремонта (перемотки) у профессионалов.

Вернуться к оглавлению

Проверка элементов электрической части

Выключатель (пусковая кнопка) и регулятор скорости вращения в дрели обычно совмещены. Регулирование скорости производится путем нажатия на кнопку с разным усилием. Вначале следует проверить наличие напряжения на входной и выходной клемме кнопки. Если сигнал отсутствует, то надо снять аккуратно корпус кнопки и осмотреть все контакты. Как правило, подгорание или залипание контактов определяется визуально. Все контакты необходимо тщательно протереть спиртом и зачистить шкуркой для шлифовки. После этого следует проверить опять наличие напряжения. При отсутствии сигнала кнопку следует заменить новой. Причиной может стать нарушение электрического контакта с проводом. В этом случае провод следует припаять.

Схема подключения кнопки дрели с реверсом

Схема подключения кнопки дрели с реверсом.

Механизм реверса вращение основан на системе замыкающих и размыкающих контактов. Его профилактика проводится аналогично пусковой кнопке. Кроме того, следует проверить все провода механизма, идущие к щеткам и статору электродвигателя.

Причиной невозможности запуска электродвигателя может стать выход из строя пускового конденсатора. Обычно нерабочее состояние конденсатора заметно по изменению цвета. Но надежнее измерить его емкость и сравнить с номиналом.

Проверка электрической части начинается с определения целостности шнура (кабеля) питания с помощью тестера или омметра.

Измеряется сопротивление между контактами вилки (определение замыкания проводов) и сопротивление каждой жилы.

Вернуться к оглавлению

Неисправности редуктора или патрона

Заклинивание патрона или наличие скрежета свидетельствует о выходе из строя редуктора или подшипников. Прежде всего, следует разобрать корпус дрели и осмотреть состояние шестеренок в редукторе. Износ шлицов крепления или разрушенные зубья шестеренок свидетельствуют о выходе детали из строя. Такую шестерню необходимо заменить. Шестерни осматривают по всей окружности, плавно поворачивая валы рукой.

Подшипники проверяют, поворачивая в них вал. При тугом ходе вала следует начать со смазки подшипников. Если это не помогает, то они снимаются с оси при помощи специального съемника. Руками прокручивается обойма подшипника. Если движение затруднено или слышны посторонние звуки, то подшипник следует заменить.

В процессе длительной эксплуатации дрели может выйти из строя патрон. Иногда это проявляется в невозможности извлечения сверла – регулировочная гильза не крутится или, наоборот, легко прокручивается, а губки не раздвигаются. Это говорит об износе зубчатого соединения в патроне под воздействием металлической стружки и пыли. В этом случае ремонт сводится к замене патрона. Крепление патрона на валу чаще всего осуществляется левой резьбой и фиксируется винтом. Снять патрон можно, выкрутив винт, и поворотом патрона в обратную сторону с усилием. В некоторых моделях дрелей патрон установлен с помощью конусной поверхности в натяг. В этом случае его надо выбить несильными ударами по торцу со стороны корпуса дрели.

Вернуться к оглавлению

Необходимый инструмент

Для ремонта дрели своими руками необходим следующий инструмент и приборы:

  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • моток;
  • набор гаечных и торцевых ключей;
  • тиски;
  • съемник для подшипников;
  • кусачки;
  • шкурка наждачная;
  • тестер;
  • омметр;
  • мегомметр;
  • штангенциркуль.

Часто дрель ломается в самый неподходящий момент. Для того чтобы это не стало проблемой, следует знать, как произвести ремонт дрели самостоятельно. Следует уяснить конструкцию используемой дрели и определиться с причиной неисправности.


Автор статьи

Статьи по теме